Полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК) при сахарном диабете. Подводные камни

Приняв решение добавить в свой рацион Омега-3 ненасыщенные жирные кислоты или добавки с ними, вы можете попасть в ловушку опасного стереотипа.

С чем у нас ассоциируется название Омега-3? В первую очередь – с жирными сортами рыбы. Мы все знаем, что рыба – это полезно. И …становимся адептами рыбного меню.

***longread

Полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК) при сахарном диабете. Подводные камни - изображение

Только специалист может учесть все тонкие моменты и подводные камни патогенеза заболевания и особенностей источников Омега-3 ПНЖК. И только в грамотных руках рыбий жир может стать важной составляющей поддержания здоровья.

Чем может быть опасно рыбное меню?

В организме рыб и других промысловых водных животных имеют свойство накапливаться тяжелые металлы. В рыбе могут содержаться огромные дозы цинка, меди, свинца, кадмия, ртути, никеля, мышьяка, хрома, а также радиоактивные элементы: цезий-137 и стронций-90.

Шестивалентный хром может попасть в организм с пищей и стать одной из причин бронхиальной астмы, язвы и аллергического дерматита. Хроническое воздействие хрома также может привести к онкологическим заболеваниям. 

Содержащийся в рыбе стронций-90, а также кадмий, ртуть, свинец, хром и мышьяк вызывают повреждение почек, умственную отсталость, рак.

Акула, рыба-меч, мидии и моллюски являются морскими животными, которые накапливают большое количество токсичных металлов, таких как ртуть и свинец. 

Ртуть, содержащаяся в рыбе, вызывает бесплодие, как у мужчин, так и у женщин. Ртутьорганические соединения хорошо усваиваются любым организмом (и человеком, и рыбой), связываются с белками, практически не выводятся и постепенно накапливаются, вызывая ртутное отравление, головокружения, гингивит, тремор конечностей, нарушение иммунной функции организма.

Чрезмерное потребление кадмий-содержащих продуктов в основном проявляется острым отравлением. Основные симптомы: тошнота, рвота, диарея и боли в животе. 

Соединения свинца в основном влияют на нервную систему, почки и кровеносную систему человека, могут также привести к почечной недостаточности и влияют на умственное развитие детей.

Хроническое отравление мышьяком проявляется усталостью, слабостью, повышенным сердцебиением, судорогами, повреждениями кожи, выпадением волос и онкологическими заболеваниями. 

Конечно, содержание тяжелых металлов в продуктах питания и биологически активных добавках должно быть строго регламентировано специальными документами (существует положение о содержании тяжелых металлов в продуктах питания). Но можно ли быть сегодня на 100% уверенным в том, что эти документы защитят вас от недобросовестных производителей? Жизнь показывает, что не всегда. Даже самые дорогие добавки с Омега-3, выпускаемые для премиум-сегмента рынка, стоящие от $500 за 1 упаковку могут быть источником высокой концентрации тяжелых металлов.

Ниже результат анализа волос на микроэлементы женщины, ведущей здоровый образ жизни и употребляющей большое количество рыбы: содержание ртути в ее волосах превышает нижнюю границу в 2 раза!!

Полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК) при сахарном диабете. Подводные камни - 2 изображение

А вот пример анализа волос на микроэлементы у другой молодой женщины – в ее волосах содержание стронция выше фонового значения:

Полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК) при сахарном диабете. Подводные камни - 3 изображение

ВЫВОД: прием Омега-3 ПНЖК из продуктов животного происхождения и добавок из них  может быть опасен накоплением тяжелых металлов в организме.

Где взять Омега-3 ненасыщенные жирные кислоты? 

Еще один миф.

Омега-3 НЖК еще называют эссенциальными или незаменимыми жирными кислотами (ЭЖК), так как считают, что в организме они синтезироваться не могут.

Это не совсем так. 

Омега-3 и Омега-6 НЖК могут синтезироваться в организме человека, но в разном возрасте и у разных людей по-разному. В организме человека есть ферменты, кодируемые генами FADS1 и FADS2, которые отвечают за создание молекулы ПНЖК из более простых (растительных) предшественников.

Например, арахидоновая кислота (одна из Омега-6), получается при трансформации растительной линолевой кислоты. Из α-линоленовой кислоты в организме в небольших количествах могут синтезироваться ЭПК и ДГК – другие важные жирные кислоты класса Омега-3. Их синтез зависит от активности ферментов – десатуразы жирных кислот и элонгазы. Синтез длинноцепочечных Омега-3 кислот (эйкозапентаеновой и докозагексаеновой) из растительной Омега-3 α–линоленовой кислоты у человека происходит очень медленно, а при старении прекращается полностью. 

Рыбы холодных морей синтезируют ПНЖК из растительных источников – водорослей. И эта способность у рыб лучше, чем у человека.

Людям с генетически «малоактивным» ферментом необходимо получать Омега-3 жирные кислоты преимущественно «напрямую» – из морепродуктов, содержащих ЭПК и ДГК, так как преобразование растительной альфа-линоленовой (АЛК) в др. формы Оомега-3 значительно замедленно. 

Что нужнее: Омега-3 или Омега-6?

Обычный среднестатистический человек со среднестатистическим рационом,   как правило, не испытывает недостатка в Омега-6 ПНЖК, так как они есть практически во всех продуктах питания.

А вот по содержанию Омега-3 НЖК наш организм часто балансирует на грани дефицита.

Кто вы: собиратель-земледелец или охотник-рыболов? Важно знать при сахарном диабете

Главный секрет приема Омега-3 при сахарном диабете – правильная дозировка и сочетание с жирами растительного происхождения.
Многие считают, что защищают себя, употребляя оливковое или льняное масло. Это большая ошибка, так как растения содержат альфа-линоленовую ПНЖК (АЛК) и Омега-6. Польза АЛК для человека минимальна: ее преобразование в ЭПК и ДГК сопровождается большими потерями, а с возрастом вообще стремится к нулю. 

Способность синтезировать Омега-3 НЖК определяется вариантами (полиморфизмом) генов FADS1, FADS2, PDXDC1, ELOVL2. Счастливчикам достались «сильные» гены, другим – «слабые». Такие отличия сформировались в процессе эволюции.

Представьте популяцию древних людей,  в питании которых преобладала растительная пища. Скорее всего, это собиратели, а позже – земледельцы (и уж точно – не охотники и не рыболовы!). Единственным источником Омега-3 у них была растительная форма Омега-3 НЖК – альфа-линоленовая кислота. Преимущество выжить и оставить после себя потомство оказалось у тех, кто получил положительную мутацию в генах FADS1, FADS2 и PDXDC1, позволяющую организму усваивать необходимые Омега-3 ПНЖК из растений. 

В статье Molecular Biology and Evolution Томас Бренна (J. Thomas Brenna) и его коллеги пишут, что наиболее активные – «вегетарианские» – варианты FADS1 и FADS2 можно встретить в геноме у 70% жителей Южной Азии (полуостров Индостан), у 53% африканцев, 29% населения Восточной Азии (Китая, Япония, Таиланд и пр.), и только у 17% европейцев и 18% американцев (имеются в виду  потомки европейских колонизаторов, а не американские индейцы).

С практической точки зрения это означает, что люди с не «вегетерианскими» вариантами генов FADS1 и FADS2 не умеют создавать Омега-3 из растительных источников пищи и нуждаются в животных.
Для примера: они не смогут получать Омега-3 из льняного масла, но смогут из рыбьего жира! Дело в том, что в рыбе и льне содержатся разные виды Омега-3: ЭПК и ДГК содержатся в жирных сортах рыбы и некоторых морепродуктах, а АЛК содержится в растительных источниках.

Лидерами по содержанию α-линоленовой кислоты (ALA), растительного источника Омега-3, являются семена чиа – 64% в составе масла, семена киви – 62% масла, масло семян льна – 55%, конопляное масло – 20%, масло грецких орехов и рапсовое – по 10%.

Ген ELOVL2 участвует в производстве длинноцепочечных Омега-3 и Омега-6, регулирует уровень докозагексаеновой кислоты (ДГК), присутствие которой в фоторецепторах глаз способствует полноценной работе сетчатки, защищает от повреждений в результате воздействия яркого света или окислительного стресса, влияет на улучшение различных состояний (от возрастной дегенерации желтого пятна до диабетической болезни и сухости глаз).

Наш организм нуждается в первую очередь в ЭПК и ДГК (животных формах Омега-3), потому что они активны и подходят всем: как собирателям- земледельцам, так охотникам-рыболовам. А если вы европеец, то только 17% европейцев имеют «вегетарианскую» форму генов, которые умеют превращать АЛК в ЭПК и ДГК.  У носителей не «вегетарианских» форм генов (охотников и рыболовов) процесс протекает крайне медленно: всего лишь 5% АЛК трансформируется в нужные нам ЭПК и ДГК. А вот для носителей «вегетерианских» генов льняное масло будет отличным источником Омега-3, равно как и рыба.

Кто вы: собиратель-земледелец или охотник-рыболов?

На этот вопрос важно получить ответ, если:

  • вы в группе риска по сахарному диабету
  • у вас уже диагностирован сахарный диабет
  • вы решили стать вегетарианцем
  • при наличии проблем с иммунитетом
  • при воспалительных и аутоиммунных заболеваниях
  • вы в группе риска по онкозаболеваниям, болезни Альцгеймера, ССЗ

На этот вопрос вам ответит генетический анализ на полиморфизм генов, связанных с метаболизмом ПНЖК.

Поэтому люди из группы риска должны учитывать свою генетику:
например, если веган генетически не обеспечен «сильными» генами по превращению альфа-линоленовой кислоты в ЭПК и ДГК, он должен дополнительно принимать активные формы Омега-3. На сегодняшний день   созданы препараты ЭПК и ДГК (из водорослей) для вегетарианцев, которые могут быть альтернативой Омега-3 животного происхождения.

Полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК) при сахарном диабете. Подводные камни - 4 изображение

Омега-3 ПНЖК: кому и сколько?

Употреблять Омега-3 жирные кислоты необходимо в количестве, соответствующем   текущим нуждам организма.

Потребность в Омега-3 ПНЖК у человека может быть:

  • стандартной (среднепопуляционной)
  • повышенной
  • ниже среднепопуляционной.

От чего это зависит?

По результатам генетического теста иногда возникает необходимость дополнительно повышать содержание Омега-3 жирных кислот в рационе.

Помимо генов FADS1 и FADS2, полиморфизм в которых играет положительную роль в виде способности усваивать растительные формы Омега-3 ЖК, есть еще некоторые полиморфизмы, на которые нужно обратить внимание при рекомендации Омега-3 ПНЖК. Это гены жирового и липидного обмена.

Имеет смысл обследовать себя также на наличие полиморфизмов в следующих генах: APOA2 (Аполипопротеин А2), аполипопротеин APOA5, FTO, ApoE. Данные гены связаны с обменом холестерина, риском ожирения, предрасположенностью к гиперлипопротеинемии (ГЛП), атеросклерозу, гиперхолестеринемии, болезни Альцгеймера и др., что повышает потребность в Омега-3 жирных кислотах. 

Омега-з ПНЖК таким людям следует назначать после анализа их генотипа на полиморфизм генов FADS1, FADS2, PDXDC1, APOA2, APOA5, ApoE, FTO и др. Это позволит выбрать правильно форму и количество Омега-3 ПНЖ,  сбалансировать их рацион по Омега-3 ПНЖ и сделать его максимально безопасным. 

Как это работает. Пример

У пациента результат анализа гена FADS1 на полиморфизм rs174547 показал генотип T/C. Это неполный (гетерозиготный) полиморфизм. Ген содержит как «хороший» – «сильный» аллель Т, так и «слабый» С.

Это означает, что у данного пациента имеется предрасположенность к снижению скорости метаболизма Омега-3 и Омега-6 жирных кислот и возможному (нежелательному) увеличению соотношения Омега-6/Омега-3.
Такой пациент нуждается в дополнительном приеме Омега-3 жирных кислот.

Обследуемому рекомендуется увеличить в рационе количество продуктов, богатых Омега-3, при необходимости возможен дополнительный прием биологически активных добавок, содержащих Омега-3 ПНЖК.

Рекомендованное к потреблению количество Омега-3 – 1,5–2 г в сутки, Омега-6 необходимо назначать в соответствии с результатами клинических исследований и симптоматикой (если есть).

Поскольку полиморфизм частичный (частичная «поломка» гена), примерно 50% Омега-3 ЖК данный человек может усвоить из растительных источников альфа-линоленовой кислоты (неактивная форма Омега-3 ЖК), а остальные 50% должен обязательно получить из источников с активной формой омега-3 в виде ЭПК и ДГК.

Такими источниками могут быть:

1. Продукты животного происхождения: жирные сорта рыбы холодных морей, криль и некоторые морепродукты;
2. Синтетические формы Омега-3 ПНЖ;
3. Добавки Омега-3 ЖК из водорослей.

Если же у данного пациента присутствуют дополнительно факторы риска нарушения липидного и жирового обмена, то возникает дополнительная необходимость в модификации рациона питания с учетом полиморфизмов генов липидного обмена.

Выводы

✅Ключевым и лимитирующим фактором для усвоения и метаболизма ПНЖК является функционирование ферментов десатуразы и элонгазы. Активность этих ферментов зависит от полиморфизма генов FADS1, FADS2, ELOVL2, а также от возраста и состояния здоровья.

✅Потребность в Омега-3 ЖК может быть у разных людей от минимальной  и среднепопуляционной до высокой.

✅Способность организма усваивать ПНЖК из растительных источников необходимо определять с помощью генетического анализа на гены FADS1, FADS2, PDXDC1, ELOVL2. 

✅Индивидуальную потребность в ПНЖК у здорового человека также  необходимо определять с помощью комплексного генетического анализа на гены APOA2, APOA, APOЕ, FTO, FADS1, FADS2, PDXDC1, ELOVL2, а у человека с СД – с помощью специализированной генетической панели сахарного диабета.

✅При рекомендации ПНЖК мы сталкиваемся с дилеммой: с точки зрения безопасности предпочтение желательно отдавать ПНЖК класса Омега-3 растительного происхождения, но при этом биодоступность растительной формы Омега-3 (альфа-линоленовой кислоты) у большого процента людей в популяции низкая. Поэтому, отдавая предпочтение растительным источникам Омега-3, их необходимо комбинировать с животными источниками Омега-3 с учетом полиморфизмов генов FADS1, FADS2, PDXDC1, ELOVL2.

Заключение

Мы почти ничего не знаем о том, какая «модель» организма нам досталась и какого качества «комплектующие»,  как «пользоваться» организмом правильно... чтобы не попасть на капитальный ремонт! Особенно важной эта информация становится при таком заболевании, как сахарный диабет 1 типа.

Но есть хорошая новость! На многие вопросы сегодня может ответить персонализированная медицина и генетический тест.

В связи с накоплением знаний по иммунологии и генетике сахарного диабета 1 типа созрела необходимость применения этих знаний на практике. Генетическая панель, используемая при лечении сахарного диабета израильскими  учеными во главе с доктором Хаимом обязательно включает в себя гены, контролирующие метаболизм ПНЖК.

Информация о генетических особенностях обмена ПНЖК и правильная коррекция омега-статуса в организме позволяет подойти к лечению сахарного диабета комплексно:

  • с позиции иммунологии (коррекции воспалительных и аутоиммунных процессов, восстановления «полноценности» клеточных мембран, контроля иммунитета);
  • с позиции углеводного обмена (уменьшения инсулинорезистентности, восстановления рецепторов к инсулину);
  • с позиции жирового обмена (коррекции ожирения и лечения нарушений липидного обмена);
  • с позиции обмена витаминов (в частности, правильной коррекции дефицита ПНЖК);
  • и, наконец, с позиции прогнозирования и профилактики осложнений сахарного диабета. При диабете 1 типа ПНЖК являются профилактикой ретинопатии и поражения сосудов. Ген ELOVL2 активно регулирует старение сетчатки, обеспечивая молекулярную связь между полиненасыщенными жирными кислотами и зрительными функциями.

И во всех этих звеньях патогенеза сахарного диабета ПНЖК играют важную роль!

Подбор ПНЖК при сахарном диабете, особенно 1 типа, должен проводиться врачом с учетом генетических особенностей организма пациента и специализированной генетической панели.

 

Получить консультацию специалистов, подробную информацию о генетическом тесте ND Haim Leibiman, а также записаться на генетическое тестирование вы можете по телефону: + 972 53 338 34 34 (WhatsApp, Viber, Telegram) или электронной почте: [email protected].

Официальный сайт: leibiman.com

МАТЕРИАЛ РАЗМЕЩЕН НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ