Существует устаревшее мнение, что при сахарном диабете 1 типа питание ничем не отличается от обычного рациона и распорядка. Но, как показывает многолетний опыт и научные публикации последних лет, это не совсем так.
Меня часто критикуют за то, что я заставляю родителей следовать «низкоуглеводной диете» и буквально «морю детей голодом», естественно, это не так. Давайте разберем все «подводные камни» питания и почему детям и подросткам часто очень сложно подобрать адекватное питание.
Формально все просто: поступающие ХЕ (хлебные единицы) должны быть покрыты соответствующей дозировкой препарата инсулина (короткого действия). При этом нужно учитывать, что суточная потребность в инсулине у детей препубертатного периода составляет 0.6-1.0 Ед./кг, в переходный период суточная доза инсулина начинает превышать 0.5 Ед./кг. В период пубертата часто возникает инсулинорезистентность. Поэтому в этот период потребность в инсулине повышается до 1-2 Ед./кг/сутки. Только инсулинорезистентность возникает в любом возрасте, а специальный анализ (индекс НОМА) в большинстве случаев не назначается.
Откуда берутся видимые проблемы:
Я рассказал только о «вершине айсберга» - видимых проблемах, которые известны всем, а теперь перейдем к скрытым. От чего принципиально зависит достижение компенсации. Если видимые причины известны и их стараются нивелировать, то о скрытых мало кто знает даже среди эндокринологов.
Когда ко мне приходят на первичный прием большинство родителей спрашивает про низкоуглеводную диету и прочую «экзотику», основанную на слухах и домыслах в сети интернет. Сразу хочу подчеркнуть, что я категорически против низкоуглеводной (кетогенной, высокожировой особенно) диеты. Но, есть ограничения продиктованные здравым смыслом и научным подходом.
Давайте порассуждаем, что сопровождает СД 1 типа всегда? Это аутоиммунная реакция (приводящая к гибели В-клеток) и воспалительная реакция (инсулит). Когда мы проводим заместительную терапию препаратами инсулина, мы всего лишь замещаем отсутствующий в должном объеме гормон инсулин, но к сожалению не принимаем никаких действий для предупреждения как аутоиммунной реакции, так и инсулита. Конечно, есть серьезные действия в этом направлении от высокотехнологичных методов до приема специальных фармпрепаратов, но есть и простые – просто изменить питание так, чтобы максимально снизить эти процессы. Для этого питание подбирается индивидуально на основании специального анализа крови (из пальца). Это не анализ на аллергические реакции, как думают некоторые, а на скрытую непереносимость продуктов.
То есть, у каждого человека могут быть продукты питания, которые очень свежие и полезные, и не вызывающие прямую аллергическую реакцию немедленного типа, но при употреблении которых в течение длительного времени возникает аутоиммунная реакция и системный воспалительный процесс в организме. Достаточно исключить отмеченные анализом продукты и через 6-8 месяцев ситуация радикально изменится, что скажется как на компенсации, так и на состоянии провоспалительных и воспалительных маркеров крови.
Но и у этого анализа есть необычное свойство, о котором мало кто знает. У врачей-геронтологов не зря есть стойкое убеждение, что питание должно быть разнообразным. Это не голословное утверждение. Дело в том, что изменив указанным выше способом питание, вы обнаружите через год, что ситуация вернулась и, если вновь сдадите данный анализ обнаружите, что теперь организм «атакует» уже другие продукты! Как же так? Вот здесь мы сталкиваемся с очень любопытным феноменом, который подтверждает, что питание должно быть разнообразным. Каждые полгода-год необходимо менять набор продуктов к которому мы привыкли. Но с учетом того, что ранее исключенные продукты можно добавлять опять в рацион, это совсем не сложно.
Заметьте, описывая подходы к питанию, я даже не рассматривал ГИ (гликемический индекс) продуктов, не уточнял сколько ХЕ содержится в тех или иных блюдах. Я написал о том, на что никто вообще не обращает внимание. Когда-то очень давно, более 20 лет назад, когда в РОНЦ (Российском онкологическом научном центре) в лаборатории имелось всего три онкомаркера, я назначал пациентам для контроля в динамике рецидивов после проведенной радикальной операции и химиотерапии большой набор онкомаркеров, которые в то время имелись только в институте им. Герцена, вызывая шквал насмешек со стороны маститых онкологов того времени, теперь это рутинная процедура повсеместно. Лет десять назад при сложных случаях декомпенсации предложил делить продленный препарат инсулина на два введения утром и вечером, что не было предписано фирмами-производителями, сейчас это повсеместная практика. Уверен, что и указанные анализы, и подходы в питание при сахарном диабете 1 типа у детей и подростков также займут с течением времени свое место.
Узнать подробнее (с ссылками на научные публикации) о принципах персонифицированного питания при СД 1 типа можно в книге автора
ГіпоКартка від 5 червня 2024
Читати номер
Ви не авторизовані